По данным археологических раскопок изменения в сельском хозяйстве у восточных славян начинаются с IX века. Прежде всего, это связано с переходом к использованию озимой ржи, что было общим явлением, как для славян, так и для скандинавов. Рожь зреет раньше других хлебов и может довольно долго стоять на корню.
Зная это, русские крестьяне всегда оставляли рожь до поры до времени и принимались за уборку других культур. Рожь стабильна, на неё почти всегда урожай. «Не требуя весенне-летней подготовки, — отмечает Л. В. Милов, — рожь давала приемлемый урожай на любой земле». В народе рожь называли «матушкой», она не раз спасала крестьян в трудные годы. «Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеница - по выбору» - гласит русская пословица. Или вот ещё: «Красно поле рожью.», «когда рожь, тогда и мера.», «тот хорош, у кого родилась рожь».
Озимая рожь обладает сороочистительной способностью и менее яровых культур «требовательна к наличию питательных веществ и поэтому более приспособлена к выращиванию на окультуренных почвах». Посев озимых культур чаще всего осуществляется по пару, и поэтому использование озимой ржи косвенно свидетельствует о переходе восточных славян к интенсивной системе земледелия: двухпольному и трёхпольному севообороту. Использование паровой системы увеличивало производительность земли в 10 - 15 раз.
Первые находки озимой ржи датируются IX веком (городище Свила I , Витебская обл.)21. В X - XIII веках она выходит на первое место среди зерновых культур, а в XIII - XV столетиях количество озимой ржи превышает общее количество яровых. Динамика изменения доли озимой ржи в посевах точно совпадает с динамикой развития древнерусской цивилизации: ростом городов, развитием ремесла, зодчества, культуры и искусства; что, скорее всего, говорит о взаимозависимости этих процессов.
Использование озимой ржи, дававшей стабильные урожаи, переход к паровой системе (двуполью и трёхполью) растёт синхронно с увеличением числа городов, а значит и доли людей, освобождённых от труда. Достаточно высокие урожаи хлеба позволяли использовать в земледелии чужой труд, что городских земледельцев превращало в землевладельцев. Озимая рожь давала возможность прокормить не только самих пахарей и хозяев земли, но и ремесленников, художников, строителей, слуг, скоморохов и т.п., которые делали жизнь этих хозяев более яркой и уютной. По существу древнерусская цивилизация выросла на ржи, перефразируя «Слово о полку Игореве», - на ржи взлелеяна, на ржи вскормлена, ржаными колосьями спелената. На ней и держалась. Матушка- рожь кормила Матушку-Русь. Распространение озимой ржи сопровождалось и другими новшествами. Особое значение имеет появление дуговой и шлейной упряжки, давшее возможность использовать в качестве тягловой силы лошадь, которая в этом качестве является в два раза эффективней быка или вола. Использование лошади как тягловой силы позволило значительно расширить посевные площади. В это же время, возможно, появляется и соха, с помощью которой можно было обрабатывать тяжёлые почвы.
|