Форма входа

Категории раздела

Украина в древние времена [31]
В данной категории - статьи, посвященные началу развития государства Украина, буквально от первых людей на территории нынешней Украины
Средние века [12]
Сздесь будут публиковаться статьи об Украине средних веков, древняя Русь.
Украина в наше время [9]
Описывается Украина примерно с 20 века - с начала 1 мировой войны.

Наши друзья

Наш сайт будет рад обмену ссылками с вашим сайтом, но есть ряд условий: тематика связана с Украиной, и количество ежедневных посетителей превышает 50 человек. Спасибо.

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Создание украинского государства

Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Октябрь » 27 » Политическое устройство
23:06
Политическое устройство

Политическое устройствоКиевское государство было раннефеодальной монархией, которая имела определенные особенности и своеобразные черты. К ним относятся некоторые элементы демократизма, проявлявшиеся в деятельности вече, которое в княжескую сутки собиралось редко и не мало четких функций. Однако в исключительных ситуациях оно выбирало князей или приглашало авторитетных среди населения людей на великокняжеский стол, как это было в 1068 и 1113 годах.

Ученые высказали справедливую мысль, что государство IX-Х вв. следует назвать дружинной монархией, поскольку супруги принимали активное участие в управлении страной. Государство конца X - первой трети XII в. может быть охарактеризована как централизованная монархия (за исключением последней трети XI в.). Государственная организация Руси от середины XII и до середины XIV в. - Федеративная монархия.

Монархия не всегда была властью одного князя. Иногда функции управления страной выполнялись соруководителями (Олег - Игорь, Ярослав - Мстислав). Верховная власть в Киевском государстве принадлежала династи Рюриковичей, и занимать должности великого князя или князей земель имели право только они. Власть киевского князя была наследственной. Главное правило преемственности - принцип старейшинства, переход «стола» к старшему в роду. После отца заменял его старший сын, если не было старше него дяди. Если был дядя, то он становился на Киевский стол. После Любецкого собрания князей (1097 г.) утверждается принцип «отчины» и наследования по линии «от отца к сыну». С распадом Киевского государства на отдельные княжества этот принцип теряет силу. Однако золотой стол Киевский, Киев, как исторический центр Русской земли, манил к себе князей, и за него велась постоянная борьба.

Власть князя зависела от его авторитетности и реальной силы, на которую он опирался. Князь в первую очередь был военачальником, который располагал ему лично преданную жену, которая действовала на принципах вассалитета. Она состояла из старшей, в которую входили бояре, и сами имели свои дружины, и младшей. В случае чрезвычайной угрозы собиралось народное ополчение, состоявшее из жителей сел и городов. Как правило, решение о ополчение принимало вече.

Старшая жена до конца X в. была для князя и совещательным органом, компетенция которого не регламентировалась, а базировалась на обычаях, традициях, потребностях времени. Князь был обязан с ней советоваться, иначе жена могла отказаться выполнять его волю.

Князь назначал правительственных чиновников, которые были ему подотчетны. Главными среди них были тысяцкие, которые предназначались в важнейшие центры страны. Они руководили народным ополчением. В отсутствие князя тысяцкие его заменяли. По тысяченачальниками шли сотськи, десятские. Все они в основном действовали в области военно-административной и финансовой. Судебные функции выполняли князья, а также тиуны, посадники и др.. Правовой основой судебной деятельности были законы, собранные в «Русской правде», хотя юридические нормы существовали и в древности. Об этом свидетельствуют упоминания о «руський закон» в договорах с греками 907, 941 и 971 лет. «Русская правда» имеет ряд положительных черт, и среди них прежде всего следует отметить необычный для ХI-ХIII вв. гуманизм. В частности, удивление вызывает отсутствие смертной казни или калечение человека, как то было в Византии и других странах. В сборнике защищается и декларируется глубокое уважение к женщине: мать-вдова свободно пользуется своим имуществом, распределяет его между детьми и проч. Убийство женщины наказывалось так же, как и убийство мужчины.

Вместе господствующая феодальная верхушка (бояре, княжеские чиновники), а также богатые купцы имели значительно более широкие права, чем смерды. Разрешалось долговое рабство. Сборник защищал преимущественно интересы феодалов.

«Русская правда» имела несколько редакций, изменялась и дополнялась. Святополк Изяславович ввел в сборник ряд статей (ст. 47-52) «Просторный редакции», по которым предусматривались жестокие условия взимания процентов по займу. После народных восстаний, направленных в основном против грабителей-ростовщиков (1113 p.), Владимир Мономах внес в сборник изменения, согласно которым ограничивались ростовщические проценты.

«Русская правда» стала основой для формирования правовых сборников позднего времени, в частности Литовского статута.

Киевское государство имело свою символику - трезубец и желто-голубой флаг. Трезубец (или соответствующий ему двузуб) является древнейшим из знаков, которые дошли до наших времен. Найденные предметы с его изображением времен Трипольской культуры и др.. На землях Центральной Украины он известен с VI-VIII вв., Т.е. был символом власти родовых старейшин или племенных вождей задолго до Рюриковичей. Согласно легенде, первым ввел его на Руси князь Кий.

В Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком, и это изображение впервые известно нам из печати Киевского князя Святослава Игоревича (964-972 pp.). Впоследствии он чеканится на серебряных монетах его сына Владимира Святославовича (978-1015 pp.). Трезубец можно встретить также на кирпиче фундаментов Десятинной церкви в Киеве, на плитах Успенской церкви во Владимире-Волынском и др..

Руководящие круги Киевского государства придавали этому знаку традиционно глубокий, утаемничий смысл символа государственной власти. Существует много версий, объясняющих его происхождение и значение. Со времен Ярослава Мудрого, который при крещении получил имя Георгия, Георгий Победоносец стал считаться покровителем всей Руси, и на монетах Ярослава с одной стороны изображен трезубец, а на обороте - Святой Георгий.

В период феодальной раздробленности трезубец постепенно вытесняется из использования, его впоследствии заменит двузуб, а затем - изображение святого архистратига Михаила.

Во времена Киевской Руси широко использовались флаги, стяги и др.. Военный флаг имел красный цвет. Устное народное творчество свидетельствует, что в княжескую сутки предпочтение отдавалось желтого и голубого цветов. В этих красках расписаны и интерьеры Софийского собора, знаменитая фреска Св. Софии - Мария Оранта. Эти цвета перешли и на флаг Украины.
Категория: Украина в древние времена | Просмотров: 1201 | Добавил: LeFFan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024